Sursum Corda!
http://golodaniebreuss.blogspot.com/

суббота, 5 марта 2011 г.

Как скрытые ожидания влияют на взаимоотношения?


"Дорогая, мне, наверное, следовало с первого раза догадаться правильно..."

(диалог из жизни)


Поговорим о том, как Скрытые Ожидания влияют на наше восприятие Справедливости в отношениях. Начало серии постов - здесь

Что имеется в виду, когда мы говорим "скрытые ожидания"?

Это когда мы не успели еще подумать - а уже подумали... Как это? Очень даже запросто: в ситуациях, которые нам хорошо известны, повторяются, или похожи - наш мозг услужливо так, быстренько предлагает решение, которое уже было испробовано раньше, и дало хороший результат. В науке это называется "стереотип". Используется для экономии времени при принятии решения.

И вот ведь штука какая происходит: это проверенное решение появляется в нашем сознании настолько незаметно и быстро, что нам кажется, что оно - самое верное, правильное, - "спонтанное", - если хотите. Хотя спонтанностью тут и не пахнет.

Для наглядности проведем эксперимент. Нужно отгадать загадку.

В автомобиле ехали отец и сын. Произошла автокатастрофа. Отец погиб. Сына "скорая" доставила в больницу и была назначена срочная операция. Входит хирург, видит пациента, и говорит: "Я не могу оперировать. Это - мой сын".

Как такое возможно?

Все дело - в мыслительном трюке и языке, который мы используем для названия некоторых профессий. В данном случае слово "хирург" - не дает четкого понимания, какого пола человек. И наш жизненный опыт уверенно предлагает ответ "хирург" - это мужчина.

В загадке, как уже все догадались, в операционную вошла "хирург" - женщина.

Как формируются скрытые ожидания?

По большому счету - это сконцентрированный жизненный опыт человека.

Почему же они скрыты, эти ожидания?

1. Потому что мы редко осознаем, насколько сильно они влияют на наше мышление и поведение в конкретной ситуации.

2. Мы редко (практически никогда)даем знать другим людям о том, что мы хотим получить от них.

И получаем такой вот цикл: люди не делают того, что мы хотим, потому что прямым текстом не говорим им об этом. Мы получаем именно этот результат, который быстренько записывается в нашу память. И потом мы скрыто ожидаем подтверждения того, что люди не сделают то, что мы хотим.

А самое смешное - при этом мы называем подчиненных - "безинициативными", а своих вторых половинок - "бесчувственными".

Получается, что наш прошлый опыт делает нам "медвежью услугу":

он формирует скрытые (невысказанные ожидания) - на основе которых мы делаем попытки предсказать поведение другого человека. Но весь прикол в том, что люди об этом нашем ожидании не знают - и действуют по другому, по своему.

Мы обижаемся, потому что чувствуем, что наш Вклад недооценен. И получается игра "И это - после всего того, что я для тебя сделал!".

Когда ситуация из скрытой становится явной - наш визави в большинстве случаев пребывает в тихом шоке: "Как так, блин! Я должен догадаться, что ты хочешь, чтобі я проявил инициативу, но если это будет не то, что тебе надо - ты меня обязательно накажешь/отомстишь?!"

Как по мне, это самый легкий способ сделать из лояльного сотрудника существо, которое не хочет думать, и боится все больше и больше. Или из любимой второй половинки - человека неблагодарного и к тому же - в маске.

И все это мы делаем своими руками, сами не догадываясь о том, что происходит на самом деле.

Хорошо, с картиной и густыми красками все понятно. Что делать то?

Хотя совет и из области фантастики, но... каждый раз, когда наш ответ очевиден - остановиться, и подумать : А я сказал человеку, что именно я хочу, чтобы он сделал? Я знаю, почему он может захотеть это сделать? Это я знаю, или он сам мне так сказал?

А можно еще использовать "Я-сообщение", или "Молитву гештальтиста" - для того, чтобы прояснять скрытые ожидания свои, и своего партнера.

И жизнь станет проще, красивше, и радостней.

Дерзайте!

Вы - талантливы!



Комментариев нет:

Отправить комментарий