Sursum Corda!
http://golodaniebreuss.blogspot.com/

понедельник, 18 июня 2012 г.

Золотой ключ успеха? Эмоциональный интеллект: от дефиниций – к практике.


Недавно Руся проводиласеминар для руководителей среднего уровня менеджмента. Я (Миша) попытался для этого семинара простыми словами изложить, как мы сейчас понимаем такое "модное" явление, как Эмоциональный Интеллект. 

Уверены, что материал может быть полезен многим, а особенно - тем, кто не только хочет знать новые (на самом деле - давно забытые старые) тенденции, но и старается эти знания использовать.

Итак:
  1. Что дает понимание EI (Emotional Intelligence) простым смертным и руководителям?
  2. Что это такое и с чем его едят?
  3. IQ или EQвот в чем вопрос?
  4. Откуда есть мысль пошла и чем сердце успокоилось (История вопроса).
1. Что дает понимание EI (Emotional Intelligence) простым смертным и руководителям?

Концепция Эмоционального Интеллекта дает возможность понять ответы на вопросы:
·        «Как так получилось, что, при одинаковых, или даже превосходящих показателях интеллекта у Иванова, – Петров, троечник и закаперщик в школе, оказался более социально успешен по жизни?».
·        Ведь всех нас учили, что тот, кто получает более высокие баллы (успеваемость) – более хороший, так? Так почему же это по жизни не подтверждается?
·        Что такого знает, или делает, Петров, что позволяет ему успешно командовать несколькими Ивановыми, каждый из которых зачастую превосходит его по интеллекту?

И, обратите внимание, не только командовать.
Еще и по жизни у него, как правило – более счастливая, что ли, жизнь. Во всяком случае, так со стороны все выглядит…

Т.е, имея разгадку – Золотой Ключик к тайне социальной успешности (читай – успешности в бизнесе и личной жизни) – мы сможем эти сферы жизни улучшить.

В последние десятилетия ум бизнес-общественности и простых смертных будоражит концепция Эмоционального Интеллекта.
Именно Эмоциональный Интеллект, в противовес Рациональному Интеллекту (более привычному нам IQ) – и считается теперь тем секретным фактором X, который все расставит на свои места.

2. Что это такое и с чем его едят?

Что говорит об Эмоциональном Интеллекте Википедия?

Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ) (англ. Emotional intelligence, EI) — группа ментальных способностей, которые участвуют в осознании и понимании собственных эмоций и эмоций окружающих.

Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта:
  • хорошо понимают свои эмоции и чувства других людей,
  • могут управлять своей эмоциональной сферой,
  • поэтому в обществе их поведение более адаптивно
  • и они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими.
  1. IQ или EQвот в чем вопрос?
Вернемся теперь к вопросу:
Что главнее? – рациональный интеллект, или эмоциональный (если такой вообще есть)?

Ислледования, начиная с 1937г. (Роберт Торндайк/Robert Thorndike) подсказывали, что для успешной деятельности недостаточно высоких показателей умственных способностей.
Многие ученые уже тогда понимали, что эмоциональная составляющая нашей жизни тоже имеет огромное влияние на то, каких результатов мы достигаем.

Просто на то время концепция IQ (коэффициента интеллекта) уже устоялась, и уже был разработан инструментарий измерения рационального интеллекта. 

А с социальными навыками/умениями – все еще было впереди.

Сделаем задание на 1 минуту. 
Дать для себя быстренько ответ на вопрос: 
Что важнее: высокий интеллект кандидата, или следующие его умения:
·        умение ладить с людьми, договариваться
·        умение аргументированно и уважительно отстаивать свое мнение
·        умение уважать и других и себя
·        умение понимать, что могут чувствовать другие в данный конкретный момент – и показать это понимание,
·        умение понимать, какие эмоции управляют мной – и корректировать свое поведение

Единого правильного ответа, скорей всего, не будет. Как всегда, правда ? 
А что будет?

Вот возможные варианты:
  • Кандидат на какую должность?
  • Кандидат на какой уровень должности?
  • У него будут подчиненные?
  • Он будет обязан доносить людям сложные решения и требовать их выполнения?
  • Он будет обязан строить прочные и длительные отношения с другими функциями и департаментами, которые ему не подчиняются?
  • Он будет обязан отстаивать свое мнение перед руководством?
  • Сколько времени на какие задачи у него будет уходить? Какие задачи будут приоритетными?
 Обычно выводы в группе тренинга сходятся с выводами, сделанными американскими учеными: 
«...чем более высокий уровень управления рассматривался, тем более значительную роль играли способности, связанные с эмоциональным интеллектом, тогда как различия в функциональных навыках были не столь важны. Другими словами, чем выше был ранг руководителя, тем больше навыков эмоционального интеллекта было заложено в фундамент его успеха. При сопоставлении выдающихся представителей топ-менеджмента с руководителями средних способностей, занимающими посты такого же уровня, оказалось, что около 85% различий в их эффективности определяются факторами эмоционального интеллекта, а не когнитивными способностями и не специализацией (hard skills)». (Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. "Эмоциональное лидерство". Москва, Альпина Бизнес Букс, 2008 г.)

При этом не следует уменьшать важность Рационального Интеллекта.
Ведь именно его проявленность позволяет, во-первых, поступить в университет и  успешно его закончить, получить должность/устроиться на работу,  выполнять свою непосредственную работу (hard skills), особенно если это не связано с частым и длительным общением с  людьми.

Эмоциональный интеллект вступает в игру в борьбе за первенство среди равных по Рациональному Интеллекту.
Аргументы? 
Как правило, на руководящих должностях находятся люди с уровнем IQ средним или выше среднего, и  эта разница в IQ между руководителями одного уровня должностей, обычно, не очень заметна. 
Так что «брать» приходится именно социальными навыками и умениями, а здесь - не все так ровно.

Говоря образно,  «Благодаря IQ Вы устраиваетесь на работу, а благодаря EQ — делаете карьеру/ IQ gets you hired, but EQ gets you promoted»

4. Откуда есть мысль пошла и чем сердце успокоилось? История вопроса.
Как оказалось, не боги горшки обжигают, и все новое (даже если более чем десятилетней давности новое) – это хорошо забытое,  зато в новой упаковке… и, + с новым инструментарием для практического применения. Что не может не радовать, правда?

Википедия нам сообщает, что первые работы, говорящие о других составляющих социального успеха, кроме как о Рациональном Интеллекте – были опубликованы в 1937 году.
Тогда Робетр Торндайк использовал термин «Социальный интеллект».

Что было дальше?
1940 — Дэвид Векслер (David Wechsler) написал об интеллектуальных и неинтеллектуальных компонентах (аффективные, личностные и социальные факторы).
1983 — Горвард Гарднер (Horvard Gardner) написал о множественном интеллекте (внутриличностные и межличностные интеллекты).
1990 — Джон Мейер (John Mayer) и Питер Сэловей (Peter Salovey) придумали термин ЭИ, начали исследовательскую программу по измерению ЭИ.
1995 — Дэниел Гоулман (Daniel Goleman) опубликовал книгу «Emotional Intelligence».

Именно Дэниел Гоулман, журналист The New York Times, популяризировал и коммерциализировал подход, и «застолбил» свое верховенство в продажах, выпустив книгу «Эмоциональный интеллект/ Emotional Intelligence».

Каков инструментарий и как это все работает сегодня?
Условно, ЭИ можно разделить на 2 группы умений/навыков:

Внутриличностные навыки/умения: понимание себя, своих эмоций, сильных и слабых сторон, и деятельность, основанная на этом понимании.

Межличностные навыки/умения: понимание других, их эмоций, сильных и слабых сторон, и как это отражается на их деятельности и на нас самих.

Есть хорошая новость:
И те, и другие умения и навыки можно как измерить,  так и развить.

Чем измеряют?
«Широко используется измерение эмоционального интеллекта с помощью двух основных методик:
  • EQ-I Бар-Она
  • MSCEIT П.Саловея, Дж. Мейера и Д. Карузо

MSCEIT строится на измерении навыков. Построен на основе теста.
Что измеряет этот инструмент?
  • Точность оценки и выражения эмоций. Это способность определить эмоции по физическому состоянию и мыслям, по внешнему виду и поведению. Кроме того, оно включает в себя и способность точно выражать свои эмоции потребности, связанные с ними, другим людям.
  • Использование эмоций в мыслительной деятельности. Это понимание того, как можно думать более эффективно, используя эмоции. Управляя эмоцией, человек может и свое восприятие, видеть мир под разным углом и более эффективно решать проблемы.
  • Понимание эмоций. Это умение определить источник эмоций, классифицировать эмоции, распознавать связи между словами и эмоциями, интерпретировать значения эмоций, касающихся взаимоотношений, понимать сложные (амбивалентные) чувства, осознавать переходы от одной эмоции к другой и возможное дальнейшее развитие эмоции.
  • Управление эмоциями. Это умение использовать информацию, которую дают эмоции, вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от их информативности или пользы; управлять своими и чужими эмоциями.

EQ-I представляет собой самооценку по soft skills.

В любом случае, каждый из методов имеет свои преимущества и недостатки.

В целом, корпоративный мир склоняется к использованию модели Бар-Она при развитии EQ. Во многом, это связано с тем, что тест EQ-I легче поддается расшифровке, его результаты более понятны испытуемым. Между тем, тест MSCEIT позволяет получить значительно более широкую трактовку результатов"
Источник:

Как развивают Эмоциональный Интеллект?
О том, с какими запросами о развитии социальных умений/навыков в своей практике сталкиваемся мы или наши коллеги, а также - о том, как эти запросы трансформируются и решаются - в следующих постах.



Дерзаем!
Мы все - талантливы!

2 комментария:

  1. Хотелось бы все таки ваш ответ услышать, Михаил

    ОтветитьУдалить
  2. Эдуард, если я правильно понимаю Ваш вопрос - "золотой ли?" и "успеха ли?".

    Делим все на 8 :), и, по состоянию на данный момент, мое мнение таково:
    Тема хорошо теперь проработана и блестяще коммерциализована. Что не умаляет ее важности и инструментальности. Это было, есть и будет хлебом многих консультантов. В случае хорошей подготовки консультанта - может быть полезна в ежедневном применении, с тем или другим соусом, например "ассертивность", и т.д.
    Это по поводу "золотой".
    И с клиентской стороны - изменения тоже могут стоить не только дорого с точки зрения затрат, но и - с точки зрения возврата на вложения. Надо подумать, где возьму оцифрованные доказательства. Пока так.

    "Ключ успеха" - здесь пока сложнее. Я бы брал за основу систему координат конкретного клиента - что является для него успехом, чем он готов за этот успех заплатить, насколько это для него будет экологично - и тогда уже подбирал бы инструментарий.

    При этом остаюсь при своем мнении - СПТ (социально-психологический тренинг) - во всем его многообразии - тоже очень неплох. Ну и всеобьемлющий и "резиноватый", как по мне - "коучинг" - тоже работает. Во всяком случае в работе с индивидуальными клиентами.

    А вот инструментарий измерения изменений (имею в виду опросники) - пока без комментариев, т.к. напрямую с этим не работаю.

    ОтветитьУдалить