Возноситесь в рай по ступеням удивления.
Ральф У. Эмерсон
Многие, наверное, при словах "просто так" вспоминают чудесный мульт с аналогичным названием. Там все такие классные, хэпи, дарят друг другу подарки, а мы - такие умиленные, - радуемся за них.
Ну, это там, у них, в мульте, все просто так - классно. А суровая жизнь расставляет свои акценты.
Поговорим?
Для очень многих людей это - единственный за целый год шанс поговорить со своим руководителем, или же со своим подчиненным, о важных для каждого из них вещах.
Процесс этот состоит, как правило, из двух частей: оценка работы + постановка целей. В идеале эти цели формулирует сотрудник, обсуждает с начальником, и они вдвоем определяются с финальным, согласованным списком целей на год.
Зато есть обоюдная скрытая обида:
- Я старался, делал все, что в моих силах и даже больше – и хотя бы спасибо кто сказал!
- Блин, это его служебные обязанности, за что его хвалить?!
Для очень многих менеджеров – знакомая ситуация. До боли знакомая.
И, что самое неприятное, каждый прав – по-своему.
Что же делать?
Ведь очевидно, что, если сотрудник воспринимает отсутствие положительной обратной связи о своей работе как отсутствие Отдачи, – он будет стараться восстановить справедливость. Как сможет – так и восстановит. Как именно это бывает – смотрите здесь.
Сотрудника следует хвалить – спонтанно. Просто так. Давать поощрительные знаки внимания. И делать это на протяжение всего периода совместной работы.
Что это нам, как руководителям, дает?
Все довольно прозаично.
Спонтанную похвалу, или другое спонтанное поощрительное поведение, сотрудник воспринимает как то, что вы одобряете их действия.
Даже если и так очевидно, что сотрудник делает все правильно (ведь именно для этого его наняли на эту должность) – он нуждается в этом поощрении.
Чаши весов «Что я вкладываю – Что я получаю взамен/Отдача» в голове сотрудника - начинают выравниваться в пользу «Отдачи». Такие отношения сотрудник начинает воспринимать как более справедливые.
И начинают происходить удивительные вещи.
А что конкретно надо делать, чтобы заполучить такого сотрудника в свой коллектив?
Вот примерный список бесплатных поощрений:
- похвала вслух
- похвала в письменном виде
- письмо семье с благодарностью за поддержку и профессионализм сотрудника
- шутка, сказанная вовремя
- поговорить пару минут о …том, что интересно сотруднику
- маленькие подарки-безделушки
- рекомендация почитать такой-то линк по теме, в которой сотрудник или специализируется, или хочет развиваться
- спросить его мнения как эксперта
- и т.д.
Кстати, этот принцип Спонтанного Поощрительного Поведения прекрасно работает и дома. Кто делает домашним подарки без особого повода – знает, как это здорово.
Ну и немного философии на закуску.
Говорят, что все наши ритуалы с вознаграждениями построены на одном стремлении – выжить. Вроде бы логично.
Но…
Слишком многие отношения строятся людьми «выживающими», а не «Победителями».
Так вот, цель Спонтанного Поощрительного Поведения – потихоньку так превратить «выживающего» - в «Победителя».
Несколько недель будем поощрять себя и своих вторых половинок, и подчиненных, и посмотрим – люди совсем от рук отобьются, или произойдет чудесное изменение?
Дерзайте!
Вы – талантливы!
P.s. Здесь находится видеоинструкция о том, как правильно проявлять Спонтанное Поощрительное Поведение, и что каждому из нас за это будет.
Хорошего настроения и правильных выводов!
Миша, вы мо-лод-цы!!! Лена Гудзенко
ОтветитьУдалить