Sursum Corda!
http://golodaniebreuss.blogspot.com/

воскресенье, 20 февраля 2011 г.

Обратная связь для восстановления справедливости

Поговорим сегодня о том, за счет чего можно управлять весами Справедливости в отношениях.
В принципе, написано об этом много, и сказано еще больше.

Но, раз уже обещал - пишу о том, как предоставление обратной связи влияет на восприятие справедливости в отношениях.

Википедия нам сообщает, что "Обратная связь (англ. feedback — «фидбэк» — «обратное питание») — в широком смысле означает отзыв, отклик, ответную реакцию на какое-либо действие или событие"

Обратная связь бывает положительная. Это когда нас хвалят, и хвалят по делу, даже если дело - махонькое.

Ну и, бывает конструктивная, т.е. развивающая, - куда уж без этого.
Это когда нам говорят о том, что следует изменить в нашем поведении (или же способе мышления) - и тогда мы получим более вкусный, радостный результат.
Иногда при этом еще и предлагают варианты, как именно легче этот желаемый результат получить.

С мастерством предоставления одной и другой обратной связи - у разных людей по-разному, об этом - чуть дальше.

Иногда ведь бывает так, что "Не говори мне, что мне делать - и я не буду говорить, куда тебе идти" - самый обыденный финал.

А сейчас...

Для нас важно понять, как пользоваться этим инструментом.

Фактически, задача обратной связи, в терминах бихевиоризма - ПООЩРЯТЬ определенный вид поведения (или же ограничивать нежелательный для нас вид поведения).

Принято считать, что каждый из нас действует успешнее, если обратная связь есть, и если она предоставлена вовремя.

Что приобретает человек, который получает обратную связь?

Чувство своей компетентности
Чувство удовлетворения от достижения цели
Признание других людей
Чувство собственного достоинства

Как видим, очень весомый инструмент для управления поведением (и, не побоюсь сказать - управления мыслями), как других людей, так и своими собственными.

Что интересно...
Если пронаблюдать, как мы воспринимаем положительную обратную связь - то, похоже, мы ее воспринимаем как ОТДАЧУ

Т.е - предоставляя обратную связь, особенно - положительную - мы влияем на то, как другой человек воспринимает наши отношения.
И начинает воспринимать их как более справедливые (равновесие Вкладов и Отдач).
А ведь именно это нам и надо,так ведь?

Менеджеры - пользуйтесь!
Вторые и первые половинки - пользуйтесь!

Как же сделать так, чтобы от этой обратной связи была польза, а не слезы?

Для этого полезно помнить о "Принципе горячей плиты":

1. Если вы притронетесь к горячей плите - обожжетесь тут же, так?

Точно так же и с обратной связью: увидели что-то хорошее - скажите об этом сразу!

Что-то не устраивает - не тяните обиду за хвост, скажите, что вы бы хотели видеть в поведении своего партнера. Как это сделать - см.п. "Принцип Ассертивности 3 - Честность и прямота"

Люди, обычно, не хотят ждать окончания игры,чтобы только тогда узнать, насколько хорошо они действуют.

Обратите внимание: что Вам легче сделать - похвалить партнера по общению за работу, которую Вы оцениваете как "нормально выполненную"?
Или же сказать ему, что Вас не устраивает?
То, что выполнить труднее, может быть Вашей зоной развития - тем, чему полезно было бы научиться.

2. "Наказание горячей плиты" действует с первого раза. Точно так же, как и поощрение. Чтобы закрепить нужное поведение или убрать не нужное - действуем сразу, при этом - аккуратно!

3. Горячая плита наказывает только ту руку, которая к ней прикоснулась. Т.е - если человек сделал не то, что нам нужно - мы говорим только о его действиях в этой конкретной ситуации, а не вообще. Обходимся без ярлыков.

4. Горячая плита действует на всех одинаково. Иначе чаща весов Справедливости в отношениях будет не в нашу пользу.

5. Если мы коснулись горячей плиты - у нас должно быть средство, чтобы ослабить боль: обязательно показываем и говорим, какое поведение будет в этой ситуации приемлемо, и предоставляем помощь, или что-то взамен желательного поведения.

Если использовать эти принципы, то оказывается, что ПООЩРЕНИЕ СВОЕГО ПАРТНЕРА - ЭТО ЛУЧШИЙ СПОСОБ ИЗБЕЖАТЬ ЕГО НАКАЗАНИЯ. Ведь никогда не знаешь, кто сильнее - и у кого какие "заначки с обидами" в запасе.

Менеджеры - пользуйтесь!
Вторые и первые половинки - пользуйтесь!

Дерзайте!
Вы - талантливы!

2 комментария:

  1. Из опыта: основная задача не в том давать или не давать обратную связь (мы это делаем в любом случае, даже если ничего не говорим - жесты мимику никто не отменял), а в том как ее давать. Ведь, согласитесь, есть достаточное количество людей, которые сами принимают решение о том, что хорошо и что плохо и для них в лоб высказанное вами мнение безразлично или, что еще хуже будет воспринято как агрессия - посягательство на их власть.

    ОтветитьУдалить
  2. Михаил, согласен. Задача - предоставлять обратную связь тогда и так, чтобы человек почувствовал большую Отдачу от своих Вкладов в конкретных отношениях.

    ОтветитьУдалить