Sursum Corda!
http://golodaniebreuss.blogspot.com/

воскресенье, 1 мая 2011 г.

Быть правым - или быть счастливым? часть 2

Как и обещал в предыдущем посте – рассмотрим, как можно легко и запросто попасть в ловушку «быть правым – или быть счастливым», и попытаемся наметить варианты выхода.

Итак, подход 1, который более часто встречается в литературе «help yourself», и буквально воспринимается читателями.

«Я выбираю быть счастливым, и мне все равно: если кто-то постоянно хочет быть правым – ок, пускай будет, я с ним спорить не буду».

По опыту консультаций, и по разговорам с коллегами, можно описать последствия для того, кто бездумно следует такому подходу:

1. Потеря авторитета в глазах тех, чье мнение имеет для нас значение ( т.н. «референтый круг»).

Как и почему это происходит?

Люди часто склонны доверять тому, что другие о себе говорят прямым текстом.

Поэтому, если в профессиональной дискуссии, или просто дискуссии, вместо того, чтобы четко и однозначно озвучить свою позицию, мы используем метод «помовч язичок – з‘їсиш пиріжок» - есть большая вероятность, что съедят именно нас, - и не подавятся.

Например: в тренинговом бизнесе и коучинге существует много подходов-переподходов, учителей-школ-последователей-исповедователей. И каждый считает, что его подход – самый-самый…

Задачка:

Во время обсуждения с заказчиком методологии выполнения заказа, твой коллега, который выше тебя по статусу, говорит при заказчике, что твой подход ну, мягко говоря, не правильный. А почему? А потому что правильный – только тот, который у него. Точка.

Твои действия?

А) ради того, чтобы получить заказ – промолчать: пускай говорит, что хочет, в конце концов, жираф большой – ему видней (но при этом царапина на профессиональном самолюбии осталась).

Б) ради того, чтобы не выглядеть совсем уж неучем – вступить в аргументированную дискуссию с коллегой, только что допустившим выпад по поводу твоей проф.пригодности перед лицом заказчика.

В) промолчать, потому что самое главное – понять, что хочет заказчик, а как именно мы это сделаем – обсудить с коллегой потом. Попутно попросив его больше не допускать таких выпадов в твой адрес перед третьими лицами.

Все скажут, что профессиональный выход из ситуации – В.

Наверное, да…

Если есть храбрость обсуждать на равных такого рода вопросы с коллегой, у которого статус выше твоего, и который воспринимает любую дискуссию на эту тему как атаку на его профессиональное реноме.

А если храбрости нет?

В этом случае прекрасно помогает подход «Я выбираю быть счастливым, вместо того, чтобы быть правым».

Но!...

Промолчав перед заказчиком, мы, тем самым, показали свое согласие с тем, что мы не правы, а прав наш более отважный коллега. Именно он застолбил территорию правоты и право распоряжаться ресурсами за собой.

Промолчав же перед коллегой, мы опять таки показали свое согласие, что Таки Да – Он Прав. И в следующий раз он всенепременно воспользуется этим нашим молчаливым согласием, и доказать право на свое профессиональное мнение будет нам еще труднее.

Вступив в дискуссию, не договорившись о правилах таковой, можно просто получить по башке – как правило не сразу, но всенепременно. Для этого у человека с более высоким статусом и потребностью доминирования всегда найдутся нужные ресурсы.

Последствие 2. Потеря авторитета в глазах своего коллеги. Думаю, что много здесь объяснять не надо. См. выше.

Вывод:

Пытаясь применить кусок дилеммы – «я выбираю быть счастливым, вместо того, чтобы быть правым» - полезно помнить о том, что в вопросах, имеющих для нас значение, - такая позиция не работает : )

Свое мнение все равно придется отстаивать.И важно это делать вовремя, - тогда, когда твой авторитет еще на высоте. И делать это придется даже с коллегой, чей статус выше твоего.

Иначе можно потерять все: сначала – ресурсы, затем - свою самооценку, а потом – и возможность быть счастливым : )

А вместо этого - придется выполнять распоряжения, с которыми не согласен, и это будет рвать тебя на куски, как капля никотина – хомячка.

Подход 2.

«Я выбираю быть правым – именно это дает мне ощущение счастья, гармонии, чувство уверенности и защиту. А по другому – никак!»

Наверное, многие из нас или встречали, или бывали в роли этаких «танчиков» на поле боя, или кризис-менеджеров, - то, что в современной литературе принято называть «goal oriented», и часто - «харизматичный». Это не всегда одно и то же, но сейчас - о другом.

Еще называют их «Вижу цель – не замечаю препятствий».

Именно такие люди ценятся в эпоху перемен в любой организации.

Они в большинстве своем результативны для серьезных задач – и, особенно, – для сверхзадач. Даже если задачи нет – они ее создадут, аккумулируют ресурсы, и первыми пойдут на штурм, имея при этом план.

Они не всегда приятны, потому что с ними не всегда чувствуешь себя в своей тарелке. Даже если ты гиперкомпетентен в своей предметной области – но более медлителен в принятии и озвучивании решений – быть тебе всего лишь ведомым.

А с другой стороны: «ну чего можно ожидать от этого «ботаника», который, пока десять раз не перепроверит свой 48й запасной план – не сделает ни шагу для выполнения основного плана?» (это о любителях первого подхода : )).

Хорошо, если так все здорово-прекрасно с людьми, ориентированными на результат и на свою правоту в способах его достижения – о чем разговор?

А ловушка для этой роли – вот какая:

Человек, выбравший быть всегда правым, для того, чтобы чувствовать защищенность/уверенность/счастье – как хотите это называйте, - становится очень зависимым от своего положения «всегда правого». И подверженным манипуляциям.

За счет чего возникает такая уязвимость?

А у него просто нет морального права на ошибку.

Ну, конечно же, такое право есть у всех, просто он себе этого не позволяет. Да и окружающие, кажется, такому человеку готовы прощать гораздо меньше.

Человек попадает в ловушку постоянного повышения требований к себе, своим результатам. В определенный момент срабатывают другие законы – и человек ломается. Какие именно законы – и как именно ломаются люди – читайте здесь и здесь

В какой-то момент человек начинает осознавать, что вечно быть на высоте положения – очень трудно. При этом есть страх потерять управление ресурсами, с таким трудом заработанными.

И начинается вечная защитная гонка – на этом этапе любое инакомыслие должно пресекаться. По другому – никак.

И еще становится трудно обходиться без похвалы. Если нет похвалы – он ее начинает выуживать из окружающих. Т.е. на этом этапе человек становится легко подверженным манипуляциям.

Самое обидное – то, что внутри он понимает всю кухню такого своего положения, но отказаться от завоеваний – не может, и потихоньку теряет на другом поле: или в личной жизни, или в здоровье, или в социальной сфере.

При этом, такие рекомендации как «выбирать быть счастливым, вместо того, чтобы быть правым» - чрезвычайно для него опасны:

Если человек резко меняет свое поведение – он очень быстро теряет равновесие, потому что «вассалы» безбожно растаскивают все, нажитое непосильным трудом. И смириться с этим нет никаких сил.

Каков вывод?

Ну блин, должна же быть какая-то «золотая серединка», что ли…

Интуиция подсказывает, что парадигма «ассертивного поведения», внедряемая в практику – может быть полезна как подсказка для тех, кто уже накатался на качельках «быть правым – или быть счастливым».

Попробуем?

Дерзаем!

Мы – талантливы!

2 комментария:

  1. Недавно от своего знакомого я услышала мысль о том, что отношения между людьми должны строиться таким образом, чтобы они были "ровнее". Я задумалась и поняла, что именно это слово подходит наилучшим образом! Наши отношения могут строиться на разных уровнях (начальник — подчиненный, муж — жена, друг — друг и прочее). И, вот, секрет в том, чтобы не создавать искусственных "микрошоков", которые, например, создают люди, публично принижающие достоинство (и достоинства) других, нивелируя их заслуги, точку зрения... Если отношения будут "ровнее", то в них будет больше сути и меньше ненужных вопросов, обид, "царапин на самолюбии". Не создавая лишних диссонирующих "волн", мы делаем других людей более счастливыми, потому что ситуация, когда нужно выбрать "быть правым или быть счастливым", не возникает.

    ОтветитьУдалить
  2. S.L. - согласен с Вами. Иногда мы все-таки бываем роли человека, который вольно или невольно ставит нашего партнера по общению в ситуацию "выбора" - быть правым или быть счастливым. И, поскольку на других людей и их мысли мы можем влиять меньше, чем на свое поведение - важно вовремя отследить, что именно мы делаем - и остановиться, не создав проблем другому человеку - а в последствии - и себе. Спасибо за подсказку.

    ОтветитьУдалить