Sursum Corda!
http://golodaniebreuss.blogspot.com/

воскресенье, 18 сентября 2011 г.

Детский тайм-менеджмент. Или родительский?

Сегодня, наконец-то, получилось найти ключик к тому, чтобы Адам захотел делать уроки качественно, вовремя, и достаточно быстро.

Мы долго к этому шли.

И, хотя сами проводим тренинги по тайм-менеджменту, и стараемся свое время организовывать соответственно - сделать так, чтобы ребенок делал основные свои обязанности самостоятельно и вовремя - получилось не сразу.

Вот сижу, и анализирую, как так получилось, что сегодня - получилось то, что раньше - ну никак...

Думаю, что сыграла роль комбинация нескольких факторов:

  • Я прихожу домой с работы в спокойном настроении, и могу уделить время ребенку - и уроки проверить и помочь, и просто поговорить. Мама тоже доступна, что очень важно.
  • Соответстенно - у ребенка открылись уши и сердце, чтобы услышать то, что умный папа хочет донести.
  • Наладилась комбинация стимулов - что когда и как нужно сделать, чтобы получить свою "конфетку".
  • У папы открылись глаза, что дети у него - совершенно разных психологических типов, и то, что великолепно работало с Юлькой - с Адамом не прокатит.

Что в результате получилось сегодня:

1. Сын успел сходить на тренировку, и мы договорились, как он готовится к следующей, и что делает после тренировки.

2. Папа успел перечитать проект тренинговых материалов и понять, что делать завтра с этими черновиками - а это означает экономию времени и нервов ну минимум на пол-дня.

3. Сын успел после тренировки вдоволь погулять.

4. Папа смог объяснить сыну наглядно и просто, как тот сможет экономить время на подготовке уроков. Ну и использовать высвободившееся время на свое усмотрение, соответственно. Усмотрение простое - гулять и компъютер. Сейчас комп у нас почти забанен.

5. Папа с сыном провели полноценную 60-минутную тренировку по волейболу, и получили массу удовольствия.

Все-таки важно не только уметь - но и найти время и силы это умение передать. Буквально за 1 месяц со времени моего ухода с предыдущей работы - научил Адама базовым элементам игры, и теперь у меня есть напарник. 9 лет молодому человеку - а некоторые вещи уже делает получше 13-летних.

Папы-соседи тоже начинают присматриваться. А соседские мальчишки тоже потихоньку начинают к нам примыкать, что не может всех не радовать.

И получилось - после того, как к вечеру все уроки были подготвлены, проверены, переписаны в чистовик - осталось еще время на комп - наглядное доказательство, что уроки можно делать качественно, и достаточно быстро.

Систему стимулов наконец-то нащупали:

Ребенок любит очень конкретные, практичные вещи, и не любит неточностей в формулировках и длинных рассуждений о том, что могло бы быть, если бы...

Соответственно - вместо того, чтобы объяснять, что в его-то годы я учился в 3х школах одновременно - просто сделали таблицу:

Математика: когда начал выполнять - когда закончил - сколько времени использовал - на что отвлекался. И так - по каждому заданному предмету. Посчитали, сколько времени ушло, и сколько еще осталось.

Оказывается, ребенку очень интересно было заполнять эту таблицу (в отличие от многих взрослых). И при выполнение конкретных предметов (математика, труд) - никаких отвлечений - сел и сделал.

А при гуманитарных предметах - визуально все видно, и на что и почему отвлекался - тоже понятно.

Соответственно, когда все записано - это можно легко обсудить: Как ты думаешь, на что отвлекался? Что будешь делать с этим? Какая нужна помощь? Оказывается, в таком случае 9летний ребенок может вменяемо сформулировать, какая помощь необходима, вместо банального "не буду больше отвлекаться".

Ну и маленькую задачу на будущее поставили - сделать так, чтобы через месяц, при качественном выполнении заданий - сократить время домашних заданий на 30 минут. И человеку все понятно. Сразу пошел объяснять маме - бизнес-тренеру, как работает таблица.

Побочные эффекты:

  • очень аккуратно выполнено задание в чистовике (не узнал тетрадь)
  • хорошее настроение и чувство выполненного долга - у всех участников процесса.

Следующие задачи:

поскольку у нас теперь и футбол, и музыка, и цирковой кружок - и новый учебный год - сделать так, чтобы система работала автономно.

Интуиция подсказывает, что это должно произойти, точно также, как и то, что нужны будут для этого дополнительные усилия.

Ну а на сегодня главный вывод - правилам тайм-менеджмента можно и нужно обучать детей младшего школьного возраста.

Кто-то из детей это понимает интуитивно. Кому-то нужна логическая цепочка. Кого-то нужно каждый день контролировать. А кому-то - целый комплекс мероприятий.

Именно занятость сына и отсутствие пустого неконтролируемого времени, по идее, и была тем пусковым крючком, который помог и мне и сыну разобраться, как это все будет работать дальше.

Особенно это касается занятых родителей...

Продолжение следует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий